ПРОДОЛЖЕНИЕ
…К сожалению, в новогодние дни музеи города были закрыты, так что приезжим оставалось лишь посещать храмы, монастыри и любоваться городом. Впрочем, некоторые предприятия общепита работали, и можно было отведать местное фирменное блюдо – пожарские котлеты, которые в своё время оценил А. С. Пушкин…
По мнению современных гостей, только вокруг одних пожарских котлет в Торжке можно развить целую индустрию развлечений и вернуть городу былую славу. Совсем недавно заново отстроили сгоревшую дотла в 2002 году гостиницу Пожарских. Когда-то именно в ней всех проезжавших потчевали особо приготовленными рубленными телячьими котлетами. Унаследовавшая трактир после смерти отца его дочь Дарья прославилась «доработкой» этого блюда. Очевидно, под влиянием французской традиции она начинает делать их из рубленой курятины. Остановившийся по случаю в гостинице император Николай I высоко оценил это блюдо, чем заложил его всероссийскую, да и европейскую известность. Но главным популяризатором котлет оказался Александр Сергеевич Пушкин. Своему другу С. А. Соболевскому он дал такой совет:
На досуге отобедай
у Пожарского в Торжке,
жареных котлет отведай
и отправься налегке.
Теперь эти строки можно прочесть на мемориальной доске, укреплённой на здании.
Могу засвидетельствовать: пожарские котлеты, обваленные в обжаренных хлебных кубиках, очень вкусные и сытные: после них можно сутки ничего не есть больше.
Гостиницу Пожарского Пушкин упоминает в письме к Наталье Николаевне (в августе 1833 года), в письмах к друзьям, в своей неоконченной статье «Путешествие из Петербурга в Москву», одна из глав которой так и начинается: «Расположась обедать в славном трактире Пожарского…».
И ещё интересный момент. Недалеко от гостиницы Пожарского находилась лавка с вывеской «Евгений Онегин – булочных и портновских дел мастер». Возможно, именно это обстоятельство и помогло поэту найти имя героя романа «Евгений Онегин»…
О других интересных моментах и исторических событиях можно узнать, прочитав статью Александра Бурмистрова в еженедельнике «Новая газета — Энгельс № 4.


