История и краеведение, Новости города, Новости города, Читайте в свежем выпуске

НЕМЦЫ ПРОТИВ НЕМЦЕВ

«Запрещённые» герои Великой Отечественной. Продолжение.


Предлагаем вашему вниманию материал Кирилла Иванова, опубликованный в федеральном выпуске газеты «Московский комсомолец» и рассказывающий (в том числе) о подвиге поволжского немца из Энгельса-Покровска Вячеслава Мейера.

В нашей газете уже публиковался большой очерк о нём, подготовленный Ольгой Скучаевой из Государственного архива немцев Поволжья в г. Энгельсе. В материале «МК» нет ничего принципиально нового о жизни и подвиге нашего земляка, но согревает сам факт публикации в одном из самых популярных и авторитетных печатных изданий России.
Боец с каской в руке ползёт к реке, чтобы принести воды своим изнемогающим от жажды товарищам… Монумент «Жажда» (на фото), одна из главных скульптурных композиций мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», известен многим. Менее известно то, что сюжет композиции — не условность, не абстракция: она отражает реальный подвиг. И уже совсем немногие, думается, знают, что прототип знаменитого памятника — немец. Старшина 34-го полка 6-й стрелковой дивизии РККА Вячеслав Мейер.

Немецкому защитнику Брестской крепости было 24 года. Родился в 1917 году в городе Покровске Самарской губернии. Через шесть лет, в 1923 году, город станет столицей Автономной Социалистической Советской Республики Немцев Поволжья (НП АССР), а ещё через восемь, в 1931-м, будет переименован в Энгельс.

Это название город носит и по сей день, а вот немецкой автономии давно уже нет: согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года, НП АССР была ликвидирована, а все проживающие в ней этнические немцы, почти полмиллиона человек, были выселены в отдалённые районы Сибири, Казахстана и Средней Азии.

Депортация обосновывалась в указе тем, что «немецкое население районов Поволжья скрывает в своей среде врагов советского народа и Советской власти». Военнослужащие-немцы не стали исключением. Директива наркома обороны СССР от 8 сентября 1941 года предписывала «изъять из частей, академий, военно-учебных заведений и учреждений Красной Армии, как на фронте, так и в тылу, всех военнослужащих рядового и начальствующего состава немецкой национальности и послать их во внутренние округа для направления в строительные батальоны».

Эти стройбаты стали основой формирований, вошедших в историю как «трудовая армия» (известны также как «рабочие колонны» или «рабочие отряды»), в которые стали вскоре мобилизовывать и сосланных штатских немцев в возрасте от 15 до 55 лет. Работали на рудниках, угольных шахтах, лесозаготовках, стройках…

Но в самом начале Великой Отечественной бойцов Красной Армии по национальному признаку не делили. Войну в составе РККА встретили 33 516 военнослужащих, в том числе 1605 офицеров, немецкой национальности. И дрались советские немцы ничуть не менее храбро и доблестно, чем представители других советских народов. О чём свидетельствует и подвиг Вячеслава Мейера…

Всю статью рубрики «Это интересно» читайте в свежем выпуске «Новой газеты — Энгельс» — № 22 от 10 июня.

В. Мейер, фото из Интернета.