В субботу 15 марта состоялась очередная встреча участников Клуба покровских гениев. Соскучившиеся по дебатам авторы за чашкой чая с плюшками горячо обсуждали новые произведения коллег по перу. И хотя прочитанное в тот день больше напоминало апгрейд чего-то и когда-то уже прочитанного в другом месте и в другом авторстве, чем нечто новое и великолепное, это никого особо не смущало. Потому что в современной литературе такие фишечки, как взгляд на старый огурец, утопающий в лучах современных неоновых реалий, в формате «продиктованного свыше» и пропущенный сквозь призму авторского личного восприятия очень приветствуются. Если, конечно, конечный продукт способен вызвать эмоциональный отклик у читателя.
Первая часть встречи была посвящена чтению нового рассказа, написанного главным редактором еженедельника «Новая газета – Энгельс» и литературно-художественного альманаха «Другой берег» Александром Бурмистровым. Ироничный и в то же время невероятно глубокий рассказ о необычайно одарённом от природы человеке, который оставил должность инженера с высокой зарплатой и подался в дворники, чтобы было время на самореализацию, его мысленные побеги в мир иллюзий, где его уважают, обожают и поражаются его открытиям и талантам, где награждают премиями… Страшная история жизни провинциального человека, принявшего печально-безысходную участь непризнанного гения, история с трагическим концом, но такая добрая и трогательная, что хотелось и плакать сквозь смех, и смеяться сквозь слёзы.
Естественно, вспомнились публикации в «НГ» двадцатилетней давности о человеке, ставшем прототипом рассказа. Но литературный апгрейд тех событий, вне всякого сомнения, даст этой полузабытой истории новую жизнь, а возможно, и билет в вечность.
Что примечательно, рассказ совершенно отличен по стилистике от всего ранее написанного Бурмистровым. Пророчу новому рассказу большое будущее, ибо он, без всякого сомнения, один из лучших, вышедших из-под пера мастера. С творческими людьми всегда, как на Камчатке: пишут-пишут, сочиняют-сочиняют – и ровно, и гладко, и увлекательно, и кажется, ну куда уж краше-то? А потом как рванёт их гейзер творческого развития, которому нет предела… И сидишь весь в брызгах, обалдеваешь от увиденного. В нашем случае – услышанного. Хотя о чём это я? Разве читатель или слушатель не видит внутренним взором разворачивающиеся на страницах сюжеты?
Вторая часть встречи была посвящена документальному фильму о… Да-да, о прототипе героя из рассказа Бурмистрова. Жил в нашем городе такой человек лет двадцать назад, приходил к нам в редакцию, делился своими изысканиями и стихами. А наш в ту пору юный технический редактор Григорий Тюканов, да-да, впоследствии тот самый знаменитый московский фотохудожник и документалист, человек спортивный и разносторонний, о котором очень хочется рассказать в отдельном материале… Так вот, Григорий Тюканов с этим гениальным дворником подружился и снял о нём невероятнейший документальный фильм. Кинолента даже победила на фестивале документального кино «Саратовские страдания». Вот только имя создателя на фестивале не прозвучало – не автор выставил фильм, а его товарищ, а когда лента одержала победу – этот заср… духовно неразвитый человек не нашёл в себе силы признаться и отказаться от почестей и славы. Такая вот печальная история.
Ну а далее встреча прошла по накатанной… Энгельсский автор Владимир Барменков представил к обсуждению рассказ «Травка зеленеет» о встрече двух товарищей, шашлыках и мужских разговорах под рюмочку. Вопреки анекдоту о том, что, выпивая, мужской пол беседует «в лесу о бабах, с бабами о лесе», писатель внедрил в своё произведение весьма серьёзные диалоги, вложив в уста героев воспоминания о развале СССР и руководстве страны, которое этот развал допустило, размышления о социуме и вечных моральных устоях, цене человеческой жизни и нелепой непредсказуемости смерти. И на фоне таких глобальных тем бархатными лапками шли по рассказу котики – питомцы одного из главных героев, тоже имеющие сложную кошачью судьбу… Рассказ написан ярким слогом, изобилует весьма аппетитными подробностями и вызывает смешанные чувства.
Атмосферный апгрейд Плещеевской ласточки?.. Автор бы поспорил, но последнее слово всегда за журналистом, следовательно, за мной.
Новые лица всегда вызывают у участников Клуба неподдельный интерес. Путь инженера и начинающего литератора Александра Курочкина в нашу редакцию был тернист и по-своему ироничен. Хотя, может, это только мне всё происходящее кажется таковым? Предыстория такова. Человек написал роман, и теперь его занимает вопрос – хорошо он его написал или плохо, интересен ли он будет читателю… Однажды на глаза Александра попалась наша «Новая-газета – Энгельс» с материалом «литературного уклона». Но автора насторожила информация о том, что редакция не ведёт частной переписки… И тогда Александр принял решение отправиться на презентацию литературно-художественного альманаха «Другой берег», где случайно познакомился с завсегдатаем Клуба поэтессой Натальей Новиковой. Она и пригласила начинающего автора на очередную нашу встречу. И хотя ни одной главы романа мы не услышали, но имели возможность ознакомиться с биографией, мировоззрением и, что самое главное, с авторским слогом Курочкина, когда он зачитал нам «Письмо незнакомке». Точнее, оно адресовалось конкретной даме, но для нас она была абстрактным существом, таинственным силуэтом, окутанным флюидами тайны, о характере и интересах которого оставалось только догадываться.
Тут же «покровские гении» вспомнили про стихи классиков своим дамам сердца или милым друзьям. Письма, которыми зачитывалась вся страна… Но быстро осознали, что это они погорячились, ибо сравнивать письмо, которое есть жанр литературы, с письмом, содержащим обычные биографические сведения, перечень интересов и болезней человека, – не самое достойное занятие.
И хотя подвергать критике подобные автобиографические «нехудожественные» произведения, которые никогда и не претендовали на художественность, очень непрофессионально и некорректно, некий наш собрат по перу — этакий покровский аналог «Лжедмитрия», позиционирующий себя как Главный Великий Коуч Покровской литературы – что и редактор он, и «чтец, и на дуде игрец», — не смог отказать себе в удовольствии побичевать новичка за пристрастие к «инженерному слогу» (см. фрагмент видео 1). В связи с этим и я не хочу я отказать себе в удовольствии рассказать, что не всё то золото, что блестит, а лучшим редактором художественных текстов был, есть и будет именно наш дорогой и уважаемый Александр Васильевич Бурмистров – член Союза писателей России, выпускник Ленинградского литературного института, лауреат литературной премии имени Алексеева!
В финале вишенками на многослойном торте нашей культурной встречи стали прекрасные поэтические произведения Натальи Новиковой и Раисы Трушиной. Кстати, тот же самый «критик» попытался раскритиковать Раису Тимофеевну за то, что она неверно использует смысловую нагрузку слов да и вообще употребляет слова, значения которых не знает. Но не на ту напал. Поэтесса попалась «зубастая» и решительно отстояла свою позицию, доказав, что он не прав. И награждена была горячими аплодисментами.
Евгения ТРОЯНСКАЯ
Фото и видео Полины Бурмистровой и Ирины Соколец.

Раиса Трушина, стихотворение «Мой ясень».
