Новости города, Новости города, Читайте в свежем выпуске

КАК НАШЕ СЛОВО ОТЗОВЁТСЯ…

В недалёком прошлом в общественных местах, по крайней мере – в транспорте, на улицах и т. д., сквернословие, т. е. слова, которые мы называет коротко матом, были достаточно редким явлением. Оно порицалось окружающими. Сегодня мат, как джин, вырвался из бутылки и как никогда прежде вошёл в наш быт. И что самое страшное,  именно в молодёжной подростковой среде. Наше подрастающее поколение на нём просто разговаривает. Да что там говорить, его «приносят» в детский сад и «уносят» оттуда домой малыши. И сегодня мы беседуем об этом попрании нашего великого и богатого русского языка с настоятелем храма  во имя святого Архангела Михаила села Питерки протоиереем Сергеем Ясиновским.

— Отец Сергий, куда уходят корни бранных слов, сквернословия? В древние времена такие слова присутствовали в речи  людей?

— Скверные, бранные слова были присущи человечеству, наверное, всегда, с момента его грехопадения. Тогда осквернилась не только его человеческая природа, но и язык. Но в давние времена народ всё-таки редко матерился в быту. Самым страшным ругательным словом было «чёрт». Произносить его было зазорным. И те, кто чертыхался, и те, кто это слышал, в страхе озираясь, осеняли себя крестом. А после Октябрьской революции, когда началось богоборческое движение, эта развязность языка начала процветать всё больше и больше. Вообще форма сквернословия является следствием возрождения язычества, поклонения языческому культу, богам. Мы, христиане, перестаем быть солью, светом для мира, язык у нас становится грязным, некрасивым.

—  Почему святитель Тихон Задонский называл матерные слова   одним из тяжких грехов, ядом, закрывающим дверь к искренней молитве и отравляющим бессмертную душу? — Это действительно так. Помните, что говорил Христос книжникам и фарисеям: «Не то, что входит в  уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст». Потому что из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи… «От гнилого сердца и уста гнилые», — говорили святые отцы. То есть, когда человек таким образом выражается, это очень большая беда для него, это определённое заболевание души, которое у святых отцов называется гнилью. Если перевести на современный язык, это то, что разъедает душу, разрушает её. И причём не только у того, кто сквернословит, но и у того, кто слышит эту брань…

Полностью статью Натальи Абраменко читайте в свежем выпуске — № 26 от 8 июля.