История и краеведение, Новости города, Новости города, Читайте в свежем выпуске, Энгельс литературный

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕТЛЯ. Продолжение

Историческая глава из романа Александра Бурмистрова

«Немцы Поволжья, или Так говорил Исайя»

Продолжение. Начало в № 32-41.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Авторская рубрика Александра Бурмистрова

ххх

Населённые пункты, заселённые российскими немцами, несколько раз переименовывались.

Первая волна переименований (с немецких названий на русские) прошла в 1914 году, когда Россия воевала с Германией и в обществе были сильны антинемецкие настроения. Город Бальцер стал городом Голый Карамыш (долгое время у него было двойное наименование), село Мариенталь стало Тонкошкуровкой, село Шафгаузен – Волковым, Зельман – Ровным, Мессер – Усть-Золихой и т. д.

В 1927 и 1928 годах в связи с образованием АССР немцев Поволжья вышли постановления ВЦИК о «восстановлении традиционных названий немецких селений». На географическую карту вернулись город Бальцер, сёла Зельман, Мессер, Шафгаузен и другие.

После депортации и ликвидации АССР НП в 1942-1944 годах был принят ряд указов и постановлений, в результате которых с географических карт опять (и уже, видимо, навсегда) исчезли все немецкие названия районов и селений. Село Мариенталь стало рабочим посёлком Советское, Бальцер стал городом Красноармейск, село Цюрих опять стало селом Зоркино, село Швед стало Ленинским и т. д. Но некоторые сёла то ли по халатности, то ли ещё по каким-то причинам пропустили. Так, если в Марксовском районе село Кано переименовали в Андреевку, то в Старополтавском районе Волгоградской области село с таким же названием – Кано, забыли переименовать. Село Урбах переименовали в Пушкино, а вот название железнодорожной станции в этом селе осталось прежним.

ххх

Елизавета Ерина:

«26 ноября 1948 года вышел Указ о том, что все выселенные в годы Великой Отечественной войны («немцы, калмыки, ингуши, чеченцы, финны, латыши и др.») приговорены к ссылке навечно. За выезд из мест обязательного и постоянного поселения без особого разрешения органов МВД им грозило уголовное наказание – до 20 лет каторжных работ.

13 декабря 1955 года появился Указ Президиума Верховного Совета СССР «О снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении», в котором говорилось, что существующие ограничения… «в дальнейшем не вызываются необходимостью», что российские немцы освобождаются из-под административного надзора органов МВД, однако подчёркивается, что снятие  ограничений «не влечёт за собой возвращения имущества, конфискованного при выселении» и что «они не имеют права возвращаться в места, откуда были выселены». Лишь в 1964 году руководство СССР признало, что все обвинения против российских немцев были несправедливы…

Полностью материал читайте, пожалуйста, в свежем выпуске «НГ — Энгельс» — № 42 от 28 октября.

Подписаться на книгу можно в редакции «Новой газеты — Энгельс».