Мы продолжаем публикации о советских разведчиках, каким-либо образом связанных с нашим городом. Но прежде чем поведать читателям о новом герое, вернёмся к статье «Татарский Штирлиц» об Ибрагиме Хатямовиче Аганине, которая увидела свет в «Новой газете – Энгельс» в июле 2022 года. Увы, каких-то новых сведений о легендарном разведчике за время кропотливых поисков найти (оговоримся, пока) не удалось – областной архив ФСБ не располагает данными о нём. Это вполне объяснимо – живший в Энгельсе Ибрагим в 1940 году поступил в московский вуз, и военная биография будущего разведчика начиналась уже не у нас.
Повторимся, остаётся надежда найти адрес, по которому будущий разведчик подростком жил в Энгельсе, у дяди Алексея Николаевича Агишева, до Великой Отечественной войны, и какие-то ещё подробности из жизни «татарского Штирлица» на энгельсской земле.
Анонсированная в январе 2024 года публикация об ещё одном разведчике, судьба которого была связана с нашим городом, выходит только сейчас, спустя почти полтора года. Каюсь, но возможности разобрать черновые записи не было раньше, ибо все эти месяцы отданы работе над книгой об энгельсском спорте «Мо-лод-цы!» и её изданию, второй (дополненный) тираж которой должен выйти в конце мая – начале июня.
«ИХ ЗНАЛИ ТОЛЬКО В ЛИЦО»
Мы не случайно назвали наш рассказ о Николае Гефте, как приключенческий фильм 1966 года, ибо эта лента и сейчас, спустя без малого шесть десятков лет, с Александром Белявским и Ириной Мирошниченко в главных ролях смотрится на одном дыхании. Быть в тени, безвестными – такова планида разведчиков, недаром девиз сотрудников внешней разведки России (СВР) гласит: «Без права на славу, во славу Державы!». А уж если где-то когда-то «открываются» имя, фамилия разведчика и крупицы его биографии, значит, так решила СВР. Или пришло время. Или наложил свою руку какой-то последователь Иуды, «засветивший» секретные сведения.
Один немаловажный момент, который в лихую годину самой страшной из войн часто имел трагическую основу. Подобные случаи нередко описаны в литературе, к примеру, у того же Эдуарда Хруцкого. О том, что под маской фашиста в логове врага работает наш разведчик, вполне естественно, знал узкий круг посвящённых лиц, иногда не успевавший предотвратить покушение народных мстителей на «предателя», либо не оставалось в живых никого, кто знал бы истинное положение вещей. И агента ждала если уж не смертная казнь, то долгие проверки и, не исключено, лагеря. Удел разведчиков в Великую Отечественную войну – впрочем, так было во все времена – это хождение «по тонкому льду», «по лезвию ножа», «по краю пропасти», где любая ошибка могла стоить жизни – как от врагов, так и своих, ибо их знали только в лицо…
Публикация о Николае Артуровиче Гефте вдвойне актуальна именно в эти майские дни, когда мы отмечаем 80-летие Победы советского народа над фашистской Германией, и потому что герой этого очерка родился в мае, 18-го числа 1911 года, и, прожив 33 года, отмеренные ему на Земле, погиб, как герой…
Полностью статью Сергея Шехматова читайте в еженедельнике «Новая газета — Энгельс» № 18 от 13 мая.
На фото: Н. Гефт с супругой; Н. Гефт со своей группой.

