Новости города, Новости города, Энгельс литературный

ФАНТАЗИИ НА ТЕМУ И БЕЗ

7 июня в редакции еженедельника «Новая газета – Энгельс» опять собрались участники Клуба покровских гениев.

То ли жара, то ли начавшийся дачно-огородный сезон повлияли на то, что на встречу пришло не так много «любителей российской словесности», но те, кто пришёл, провели время с удовольствием, с пользой и разнообразно.

Наставник и вдохновитель Клуба Александр Бурмистров прочёл новые отрывки из своего только ещё создающегося романа-антиутопии. Это совершенно новая для него тема, ранее его привлекало только прошлое. И, как всегда бывает, когда ступаешь на неизвестную почву, чувствуется в этих фрагментах некая авторская осторожность, аккуратное, без наскоков «прощупывание» новых, неизвестных территорий творчества, подлежащих освоению. Действие в романе происходит в 2500 году, и в центре внимания – взаимоотношения между живым человеком и искусственным интеллектом. По мнению автора, ИИ может заменить человеку биологических родителей и заместить чувство привязанности к ним, может вторгнуться в самую личную, интимную сферу и успешно симулировать эффект половых контактов, но всё-таки конфликты на почве столкновения естественного и искусственного неизбежны… Есть однако такое предчувствие, что развитие нейросетей скоро обгонит самые смелые фантазии фантастов…

В «прозаическом отделе» встречи выступили ещё два автора.

Алексей Баландин – автор, принимающий близко к сердцу происходящие в стране события и встречаемые ей вызовы. Но в соответствии с авторскими пристрастиями и выбранным стилем даже события специальной военной операции он рассматривает в обобщённом, отстранённом, философском, метафизическом ключе.

А вот Светлане Кузнецовой всяческая «метафизика» наоборот органически чужда. Её проза сугубо реалистична, конкретна, предметна и твёрдо стоит на земле. Каждый из её рассказов имеет документальную основу, написан на основе реальных событий и как «история из жизни» сам по себе интересен. Но в этом есть как достоинство, так и недостаток. Эти произведения «застревают» где-то посередине: между документальной, мемуарной прозой – когда автор просто «протоколирует» события с настоящими, именами, фамилиями и местами событий, и художественной – где писатель может позволить себе значительное расхождение с действительностью ради собственного замысла, общей идеи, определённого эффекта, который планируется произвести на читателей. Вот это в рассказах Светланы Кузнецовой можно обнаружить не всегда…

Поэты в этот день были на удивление кратки, и каждый предстал в своём излюбленном «репертуаре». Владимир Орлов читал пейзажную лирику. Это – его стихия. В ней он – как рыба в воде, как птица в полёте. Что удивительно – когда этот автор пытается отойти от своей «магистральной» темы и взяться за патриотическую, философскую лирику, получается довольно заурядно. Но стоит ему вернуться в «родную стихию», как образы льются рекой, слова «сами» находят своё место в строчках, поэтическая речь становится ровной и гладкой, и понимаешь, что перед тобой – настоящий поэт, а не графоман…

Наталья Новикова стала всё чаще и чаще обращаться к миниатюрам. Её увлекают теперь «малые формы» с их афористичностью, лаконизмом, резкостью и максимализмом суждений. Такое творчество требует человеческой мудрости и творческой зрелости – у Натальи сегодня есть и то, и другое. Добавить бы ещё требовательности к своим текстам и желания их совершенствовать, шлифовать и доводить до звенящего блеска формы – это уже сейчас был бы один из самых замечательных поэтов Саратовской области…

У Ольги Жогло новое стихотворение получилось невольным откликом на недавно отмечавшееся событие – 226-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Автор постаралась раскрыть эту тему без пафоса и, по возможности, без «общих мест».

Завершал «программу» встречи новичок Александр Курочкин со своим поэтическим дебютом. К сожалению, этот дебют собрал почти все ошибки, свойственные начинающим авторам: не выдержанный ритм, сбои поэтического размера, слабая или избитая рифма… Рецепта здесь возможно только два. Или долгая, упорная и кропотливая работа над изучением законов стихосложения: размеров, ритмики, аллитерации. Или, если на первое не хватает ни желания, ни упорства, переход от стихов к прозе, чего авторам не стоит бояться: нередко случается, что плохие стихи, переложенные простым и ясным прозаическим языком, звучат свежо, убедительно, интересно и позволяют отнести их к качественным литературным текстам.

А впрочем, совет работать над собой универсален, и каждый из «гениев» может отнести его к себе самому. Мы привыкли говорить, что в творчестве «отдыхаем душой», а в творчестве душой надо тоже работать…

Ольга ОХОТСКАЯ
Фото Евгении Троянской и Ирины Соколец