Энгельсские страницы биографии артиста
В середине прошлого столетия в Энгельсе в доме № 6 по улице Дубовской жил бывший артист Мариинского театра, выступавший на одной сцене с великим Шаляпиным, – Николай Степанович Артамонов. В 50-60-е годы XX века его имя было хорошо известно любителям музыки в нашей области. Однако сведений об этом певце сохранилось немного, его биографию приходится восстанавливать по крупицам.
Причиной некоторого забвения явилось то обстоятельства, что Н. С. Артамонов, выходец из «непрогрессивного» сословия, не смог вполне вписаться в советское общество (это сказалось и на его судьбе).
Он был представителем известной в Саратове купеческой династии. Предприниматели, носившие фамилию Артамонов, упоминаются во многих документальных материалах XIX века, хранящихся в Саратовском архиве. По словам Николая Степановича, несмотря на достаток, в доме царили принципы бережливости, экономии, отказа от излишних развлечений и лакомств. Артамонов был воспитан в традициях православной веры и религиозным человеком оставался на протяжении всей своей жизни. Даже перед выходом на сцену непременно молился. А своим саратовским друзьям уже в 1960 году мог адресовать такое послание: «…сердечно поздравляю вас с Высокоторжественным Праздником Светлого Христова Воскресения…»
В юные годы Н. С. Артамонов окончил коммерческое училище. Но хорошие вокальные данные открыли другое поприще деятельности. Артамонов стал профессиональным певцом. Начало его оперной деятельности относится к 1910 году – ему было тогда 25 лет. Выступал в Саратовском и Мариинском театрах, исполнял партии тенора в операх зарубежных и отечественных композиторов: Герцога в «Риголетто» Верди, Фауста в одноимённой опере Гуно, Васи во «Вражьей силе» Серова и другие.
В публикациях саратовской прессы 20-х годов минувшего века и в солидных московских изданиях фамилия Артамонова упоминается в связи с сообщениями о новых театральных постановках 1919-1928 годов. Артисту-саратовцу доводилось встречаться со знаменитыми деятелями культуры: Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым, А. В. Неждановой, С. А. Есениным. На протяжении многих лет тесная дружба связывала его с семьёй Боткиных.
Николай Степанович рассказывал своим ученикам, что в его жизни особенно важную роль сыграл Шаляпин: именно он дал совет всерьёз учиться вокальной технике. Произошло это следующим образом. После успешного выступления некий меценат щедро одарил артистов, заплатив им золотом. Глаза разбегались: как распорядиться неожиданно появившимся состоянием?.. Заметив замешательство молодого товарища, Шаляпин посоветовал не проматывать деньги на пустые развлечения, а потратить эти средства на усовершенствование мастерства, предпринять поездку в Италию, на родину бельканто – потом все затраты окупятся сполна. Но успешно складывавшейся карьере был положен конец в середине 30-х годов, когда Артамонов был осуждён по политической статье и оказался в сибирских лагерях…
О дальнейшей судьбе и кончине Николя Степановича можно прочитать в статье Ирины Сурминой (Саратов) в еженедельнике № 19 от 20 мая.
Фото из Интернета: Н. Артамонов в роли Юродивого оперы «Борис Годунов».