НЕДОНОСОК

Александр Бурмистров

Эту удивительную историю рассказала мне жительница Энгельса Галина Яковлевна Макарышева.

Галину Яковлевну я знаю очень давно, мы учились с её сыном Лёшей в одном классе, но лишь недавно узнал, что она является родственницей почётного гражданина Покровска Николая Ухина, что её брат дружил с Альфредом Шнитке (вместе учились в энгельсской школе № 25), и вообще, у неё очень интересная судьба.

Мы встретились с ней для подготовки материала об её отце, воевавшем на фронтах Великой Отечественной войны. Много фотографий, вырезки из газеты…. И вдруг Галина Яковлевна обмолвилась, что к ним домой приходил Юра Гагарин. «Да вы что! – поразился я. – Расскажите, пожалуйста!»  «Как-то неудобно… Я ведь и предположить не могла, кем станет Юра…» Но она всё-таки рассказала.

 

 

«НЕДОНОСОК»

 В 1950-х годах мы жили в частном доме на ул. Степной, напротив 25-й школы, где сейчас отделение полиции. Наш дом стоял как раз на месте автомойки.

Я была очень боевой девчонкой, вокруг увивалось много парней, но мы с подругами предпочитали курсантов лётного училища, которое в 1954 году было перебазировано в Тамбов, и училища ПВО, которое потом стало ракетным.

Однажды ко мне – мы были с девчонками – подошёл брат моей подруги (она жила на ул. Рабочей) Саша Петушков и говорит: «Я знаю, как тебя зовут». В общем, начал клеиться. А учился он в Саратове, в индустриальном техникуме. Мы с девчатами почему-то называли этот техникум ремесленным училищем, а его студентов – фэзэушниками (от ФЗУ – фабрично-заводское училище). Я, конечно же, не проявила никакого интереса к Саше.

И вдруг он вечером приходит к нам домой, да ещё со своим другом, оба в «фэзэушной» форме. А я как раз только волосы вымыла, косы заплетала. В общем, пришли они совсем не вовремя, и это меня взвинтило. Я и говорю ему прямым текстом: «Сашк, я встречаюсь с военным курсантом. Какого чёрта ты припёрся, фэзэушник, да ещё с этим недоноском?!»

А друг Саши действительно был небольшого роста, худой. Саша как-то стушевался, а его друг снял фуражку и представился: «Юра». У него были светлые волосы и большой чуб.

«Галочка, – обратился он ко мне вежливо, – вам не нравится наша форма?» «Мы встречаемся с лётчиками и ракетчиками, – ответила я, имея в виду и своих подруг, – а вы нам не подходите». На это Юра опять же вежливо ответил: «Вы хотите, чтобы мы поступили в лётное училище? Саньк, в лётное пойдёшь?» А я продолжала в том же духе, обращаясь к Юре: «Кто тебя возьмёт-то в училище? Вы такой худенький, маленький». Я откровенно дерзила, но Юра как будто не обращал на это внимания. «Какие у вас красивые волосы! – вдруг сказал он. – Я женюсь тоже на Гале, или дочь у нас будет Галей – такой же дерзкой, с такими же косами». «И у меня тоже», – сказал Саша…

Вот такая была короткая встреча у нас на Степной. С Юрой мы больше не встречались, а Саша продолжал меня обхаживать, даже приходил к моей маме плакаться… В конце концов я стала с ним встречаться, у нас родился ребёнок, но он умер. А потом мы расстались… Обидела я Сашу…

Потом вышла замуж за Николая Макарышева, лётчика: он мне, кстати, напомнил Юру…

А о Саше постоянно вспоминала. Я знала, что он работает преподавателем в том же своём индустриальном техникуме. Много лет спустя я специально поехала 12 апреля на место приземления Гагарина в надежде встретить там Сашу, даже повесила на себя табличку: «Ищу Сашу Петушкова». Так и ходила с этой табличкой. И вдруг ко мне подходит какая-то женщина, представилась: «Александра Васильевна Россошанская», и говорит: «Сашу вы уже не найдёте, он умер». А потом спрашивает: «Вы та самая Галя?» Я растерялась, не знаю, что ответить. «Приезжайте к нам в музей», – пригласила Александра Васильевна, и мы расстались…

Когда Гагарин полетел в космос, мы жили в Моздоке. Сообщение это я услышала на железнодорожной станции. Гагарин какой-то, Юрий. Дней через десять мой брат – Василий Коломыченко – прислал мне фотографию с энгельсского аэродрома, как встречали Гагарина, и на обороте написал: «Комментарии, думаю, излишни». А Василий, кстати, вместе с Гагариным занимался в Саратовском аэроклубе, они вместе прыгали с парашютом – это я уже потом узнала.

Фотография мне ни о чём не сказала. Ну да, приятно, что первый космонавт приземлился у нас. Что комментировать-то?

А ведь я слышала потом, что Гагарин учился в Саратове, много раз смотрела кинохронику, но никак не сопоставляла его с тем Юрой, что приходил ко мне с Сашей. Даже мысли такой не приходило в голову. Ведь когда Гагарин полетел, он выглядел совсем иначе: круглолицый, чуба не стало…

В 1990 году все наши родные собрались в Энгельсе, и как раз в этом году открылся краеведческий музей в центре. И мы решили пойти в этот музей. Были немного навеселе. Василий подводит меня к стенду, посвящённому Гагарину, на котором была небольшая общая фотография Саши Петушкова, Юры и их общего друга Гены. Я руки в боки и говорю: «А при чём тут Сашка? А этот недоносок что тут делает?»

В музее было много посетителей, Василий меня за руку дёргает. И вдруг до меня дошло! Я схватилась за голову: «Так Гагарин – это и есть Юрка?» Василий говорит: «Я ж тебе специально фото выслал! Ты что, не поняла?»

Вот так я обошлась с первым космонавтом… А одну из дочек своих Юра действительно назвал Галей…

Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ПИ №ТУ64-00611 от 24 марта 2021 г.
Редакция не ведёт частную переписку, не даёт юридические консультации в частном порядке, не выступает ходатаем в официальных учреждениях и не возвращает не заказанные ею материалы.
Ответственность за содержание рекламы и объявлений несут рекламодатели. Точка зрения авторов публикаций не обязательно совпадает с позицией редакции.
Адрес редакции: 413100, Энгельс, ул. Горького, 33  телефон/факс: 8(8453) 555-182. E-mail: contact-ng@yandex.ru  Тираж - 7800 экз.
Редакция работает с 9 до 17 часов без перерыва, кроме выходных и праздничных дней. Цена в розницу - свободная.  
Подписные индексы: городской (районный)—53755, льготный—53756.